Раньше, в ХІХ веке, единственное применение бензина, было использование его как антисептического средства или топлива для примусов. В большинстве случаев из нефти перегоняли лишь керосин, остальное же утилизировали. Когда появился двигатель внутреннего сгорания, работающий по циклу Отто, тогда одним из самых главных продуктов нефтепереработки стал бензин. Но со временем, зависимо от скорости с которой стал распространятся дизельный двигатель, стало выходить на первый план дизельное топливо. Его распространение также зависело и от его высокого КПД. Применяют бензин в качестве топлива для инженерных двигателей, а также для карбюраторных двигателей. Еще бензин используют в качестве высокоимпульсивного реактивного топлива, производя парафин, в качестве растворителя или как горючий материал. Бензин прямогонный или газовый бензин является сырьем для нефтехимии.
Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, дизельные электрогенераторы, сельскохозяйственная техника, а также в последнее время и легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при механической и термической обработке металлов.
Судовое маловязкое топливо (СМТ) используется на судовых энергетических установках (двигателях внутреннего сгорания) как высоко-оборотистых, средне-оборотистых и низко-оборотистых.
Судовое топливо по своим характеристикам делится на два вида: легкое и тяжелое. К тяжёлому топливу относится флотский мазут, его еще называют остаточным тяжелым топливом, используемое в энергетических установках на судах. К лёгкому топливу относят судовое маловязкое топливо (СМТ), топливо судовое маловязкое (ТСМ), или солярка флотская, которая применяется для использования на судах, оборудованных высоко-оборотистых - и средне-оборотистых двигателями внутреннего сгорания. Заливка топлива на корабль называется бункеровка судна.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) — смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от −50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен.
Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. Применяется для приготовления пищи, кипячения воды, отопления, используется в зажигалках, в качестве топлива на автотранспорте.